Детский травматизм

Детский травматизм — одна из прогрессирующих социальных проблем, которая не только угрожает здоровью и жизни детей, но и влечет переживания родителей и родных. Травматизм и насилие являются главными причинами гибели детей во всем мире. Ежегодно от них погибает 950 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Это означает, что каждый час гибнет 100, а ежедневно более 2000 детей. Ежегодно в Беларуси травмы получают более 750 тысяч жителей, из них около 150 тысяч или 20% – это дети и подростки в возрасте до 18 лет. На неумышленные травмы приходится 90%.

childhood trauma

Общие черты, характеризующие детский травматизм, распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. Так, чаще травмы бывают у детей младшего школьного возраста (от семи до одиннадцати лет); у мальчиков появляются чаще, чем у девочек (3:1); в структуре - преобладают бытовые травмы. Количество травм возрастает в мае и июне, когда дети больше времени проводят на улице.

Повреждения в быту чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений связочного аппарата суставов. При таких повреждениях не всегда обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. И все-таки в ряде случаев необходима помощь хирурга или травматолога-ортопеда детской поликлиники.

Некоторые пострадавшие дети нуждаются в стационарном лечении по поводу переломов, ожогов, сотрясений головного мозга и других травм. Исходы этих повреждений, особенно множественных, не всегда бывают благополучными.

Травмы, причиненные детям транспортными средствами, имеют незначительный удельный вес, однако они отличаются наибольшей тяжестью, почти все требуют госпитализации и являются основной причиной инвалидности детства.

Травматизм в школах не теряет своей актуальности. Максимальное число травм приходится на школьников 12-14 лет. Причины школьного травматизма – удары твердыми предметами (портфелями, ранцами, учебниками и пр.), падения на лестнице и ровной поверхности вследствие толканий, подставлений «ножки», столкновений во время бега, прищемление пальцев дверьми, оконными рамами и пр.

Спортивные травмы имеют небольшой удельный вес среди детского травматизма.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, следует проводить целенаправленно, исходя из причин и обстоятельств возникновения травм. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений, травмогенные ситуации.

В период до года у детей вырабатываются первые условно-рефлекторные связи. Они начинают познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке. Частота повреждений у мальчиков и девочек в этом возрасте почти одинакова. Дети данной возрастной группы в подавляющем большинстве случаев получают травмы в домашней обстановке. Основными причинами травм являются падения, главным образом с высоты (с пеленальных столов, выпадения из колясок, кроватей и пр.), и ожоги кипятком. Различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании могут причинить серьезные травмы детям. Опасны для малышей мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши… Все несчастные случаи – результат недостаточного присмотра за ребенком.

В ясельном возрасте (1-3 года) главным содержанием развития ребенка является усвоение способов употребления предметов и языка. Основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления. Недостаточным развитием этих навыков, а также неумением сориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность, обусловлены в подавляющем большинстве случаев повреждения у детей этого возраста. В период детства впервые появляются половые различия в частоте возникновения травм: мальчики травмируются несколько чаще девочек. Число повреждений, полученных во дворе и на улице, увеличивается, а в квартире – соответственно уменьшается. Изменяются характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доза ран, растяжений. Нередки и электротравмы. Для детей раннего возраста характерно поражение губ и языка, так как они нередко берут в рот концы шнуров от электроприборов. Причиной тяжелых повреждений нередко бывают игры с электрическими розетками. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Для детей дошкольного возраста (4-6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников бытовые травмы также преобладают, но в отличие от первых двух групп основным местом происшествия становится двор. Главными причинами травм являются падения, ранения острыми предметами, удары твердыми предметами и о твердые предметы. Возрастает число травм, полученных от транспортных средств.

Как уже упоминалось, наибольшее количество травм отмечается у детей школьного возраста. Дети младшего школьного возраста (7-9 лет) получают большую самостоятельность по сравнению с предыдущими возрастными группами. Любознательность и стремление активно познавать окружающий мир, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения из которых надо найти выход. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Дети в возрасте 10-14 лет отличаются большей дисциплинированностью, проявлением воли, сознательности. Поведение их во многом определяется характером и полученным воспитанием. Травмы обусловлены их большей социальной активностью. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижения в силе, беге, ловкости, выносливости и т.д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.

Как уже было сказано, в структуре детского травматизма преобладает бытовой, следовательно, в завершении данной статьи рационально показать три основных направления для его профилактики:

  1. Мероприятия по обеспечению «техники безопасности» в жилых помещениях (ограждения батарей отопительной системы, закрытие розетки в доступных детям местах, предупредительные этикетки на опасных жидкостях, хранение их в недоступных для детей местах, недоступность спичек).
  2. Постоянный надзор за детьми, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей.
  3. Повседневное и неустанное воспитание у детей навыков осмотрительного поведения и разумной осторожности.